< Попер   ЗМІСТ   Наст >

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века

Эпоха формирования капитализма вызвала к жизни потребность в развитии образования, создании разночинной интеллигенции, что, в свою очередь, способствовало развитию демократического направления в культуре украинского народа. В ходе формирования украинской нации во всех сферах ее культуры вырабатываются свои национальные формы. Расцветает украинская литература, представленная плеядой талантливых писателей, происходит становление украинского профессионального театра, музыки, изобразительного искусства.

В этот период активно развиваются различные отрасли науки, в том числе языковедение, литературоведение. Большое значение для филологической науки имели труды профессора Харьковского университета А. А. Потебни (1835-1891), который разрабатывал вопросы общего языковедения, грамматики русского и украинского языков, проблемы исторического синтаксиса, диалектологии.

В области истории украинского языка плодотворно работал П. И. Житецкий ("Очерк звуковой истории малороссийского наречия" и другие). Более двухсот работ по истории украинской литературы, фольклористике и этнографии написал профессор Харьковского университета Н. Ф. Сумцов.

Новым этапом в развитии украинской художественной литературы явился период второй половины XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

Период второй половины XIX века в украинской литературе - это время торжества реализма и таких жанров, как повесть, роман, драма, лиро-эпическая поэма. Борьба за традиции Шевченко: за глубину, народность, выражение в искусстве национального самосознания народа. В 1861 году в Петербурге начинает выходить журнал "Основа", просуществовавший два года, вокруг него объединились украинские писатели. На украинском языке здесь публиковались произведения Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. Стороженко, Л. Глебова, П. Кулиша, Н. Костомарова, С. Руданского и других, помещались литературоведческие и публицистические статьи.

Проза этого периода обогащается социально-бытовыми, психологическими повестями и романами (Марко Вовчок, А. Свидницкий, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко), драматургия - социальной драмой и комедией (М. Кропивницкий, М. Старицкий, Карпенко-Карый), поэзия - социально-бытовой, философской поэмой (П. Грабовский, Б. Гринченко, И. Франко), достигают расцвета басня и юмореска (Л. Глебов, С. Руданский),

Наряду с реализмом, изображающим жизнь в формах самой жизни, в ее типических проявлениях, находит свое воплощение и романтизм, питающийся мечтами и чаяниями народа. Литература Украины, как и вся ее культура, по-прежнему расчленена. Западная Украина, с культурным центром Львовом, находится под властью Австрии. Но и там литературная жизнь продолжает развиваться, между литературами двух частей Украины поддерживается связь. В 60-е годы существовали так называемые "громады", в которые объединялись писатели, представители искусства. Велика их роль в развитии фольклористики, сборе и публикации фольклорно-этнографических материалов. Особую роль в этом процессе сыграл М. Драгоманов, публицист, историк, фольклорист, издавший сборники "Малорусские народные предания и рассказы" (1876 г.), два тома - "Исторические песни малорусского народа". Эмигрировав за границу. Драгоманов продолжает в Швейцарии, во Франции издавать сборники "Громада"; он выпустил брошюру "По вопросу о малорусской литературе" (1876 г.), в которой протестовал против указа царского правительства о запрещении украинской печати. Драгоманов вынес этот вопрос на литературный конгресс в Париже (1878 г.).

Во второй половине XIX века активизируется работа по теоретическому осмыслению литературного процесса, появляются литературоведческие работы И. Франко, П. Грабовского по проблемам реализма, взаимосвязи европейских литератур. Тематически обогащается поэзия, представленная творчеством С. Руданского, Л. Глебова, И. Манжуры, М. Старицкого: их традиции развивают И. Франко, П. Грабовский, Леся Украинка, Б. Гринченко, В. Самойленко. Мастером художественного пейзажа является поэт Я. Щеголев, некоторые его произведения стали народными песнями.

Самобытными путями шла украинская драматургия в тесной связи с театром. Украинские писатели-драматурги были одновременно и артистами, и режиссерами. Национальный театр поднимал свой голос в борьбе за отечественную культуру. Писатели-драматурги вместе с блестящими артистами - Кропивницким, Заньковецкой, Саксаганским, Садовским - боролись за реализм, высокую художественность театрального искусства.

Во второй половине XIX века усиливаются процессы демократизации литературы, шире отражается жизнь народа. Эти тенденции нашли воплощение в творчестве Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская, 1833-1907).

Прозаик-реалист, автор народных по содержанию и форме произведений, она развивала традиции Т. Г. Шевченко, особенно в ранних рассказах и повестях,

Изучение народного быта, сбор фольклорного материала нашли .отражение уже в первом ее сборнике "Народные рассказы" (1857 г.). Эти произведения были переведены на русский язык И. С. Тургеневым в 1859 году Писала она и на русском языке - "Рассказы из народного русского быта".

В "Народных рассказах" писательница раскрыла трагедию крепостных крестьян, особенно женщин-матерей ("Казачка", "Аграфена", "Дарья"). Развивая традиции Н. В. Гоголя, Марко Вовчок обращается и к сатирической манере письма, живописуя мир пошлости и обывательщины.

Принципы "натуральной школы", критического реализма лежат в основе таких произведений, как "Ледащая", "Институтка" и других. В них автор являет себя мастером языка, раскрывает свою способность средствами художественной речи создавать яркие народные образы, воссоздавать национальный колорит.

Марко Вовчок обращалась и к крупным эпическим формам. Новый этап ее творчества знаменовало создание исторических повестей героического содержания.

Своей деятельностью Марко Вовчок способствовала развитию межнациональных культурных связей. Благодаря высокому гуманизму, глубине чувств, яркости и богатству народной речи Марко Вовчок внесла значительный вклад в развитие украинской прозы.

В 50-е - 60-е годы XIX века в украинской литературе активно развивается жанр сатирической басни, мастером которой явился Леонид Иванович Глебов (1827 — 1893).

Им написано свыше ста басен: "Волк и ягненок", "Щука", "Совет мышей", "Медведь-пасечник" и другие. В них раскрыты социальные конфликты эпохи, разоблачаются угнетатели, показывается бесправие народа. Сочетание лирических мотивов с острым юмором обусловливает индивидуальный, неповторимый стиль басен Глебова. В своих баснях он отразил мудрость, высокую нравственность, свободолюбие народа.

Значительный вклад в украинскую поэзию внес Степан Васильевич Руданский (1834-1873).

Жизнь поэта была недолгой: больной туберкулезом, он прожил последние годы в Ялте, где практиковал как врач (Руданский окончил Петербургскую медико-хирургическую академию) и занимался литературной деятельностью. Там, в Ялте, он и похоронен, одна из улиц названа именем Руданского, мемориальной доской отмечен дом, где он жил и работал.

Талант Руданского был многогранен. Он писал романтические баллады, лирические стихотворения "К дубу", "Гей, быки", "Над колыбелью" и другие, юмористические произведения, где поэт раскрыл национальный характер юмора, свойственного украинскому народу ("Пан и Иван в дороге", "Заседатель", "Хорошо торговалось", "Не мочи ноги", "Черт" и другие). Во многих юморесках Руданский воссоздал характеры запорожцев, бесстрашных казаков - "Ахмет III и запорожцы", "Казак и король", "Турки и казак", "Хмельницкий с ляхами" и других.

В 70-е - 80-е годы в украинскую литературу вступает видный писатель-реалист Иван Семенович Нечуй-Левицкий (1838-1918).

В своей литературной деятельности Нечуй-Левицкий явился приверженцем реалистического метода. В статье "Современное литературное направление" он утверждал принципы "реальности, национальности и народности". Основная тема его творчества - тяжелая жизнь народа, бесправие, обнищание, темнота крестьянства.

Классикой украинской литературы стала повесть "Микола Джеря" (1876 г.). Левицкий создал образ непримиримого бунтаря против крепостного гнета, отразившего черты народного свободолюбия. Писатель обратился к теме народной мести, творчески осваивал традиции предшествующих писателей, особенно Т. Г. Шевченко, следуя образам его "Кобзаря".

В своих произведениях Нечуй-Левицкий сочетает мастерство бытописателя с анализом социальных явлений действительности, выступая как крупнейший мастер критического реализма. Касается он и жизни духовенства ("Старосветские батюшки и матушки"), интеллигенции ("Тучи"). В произведениях Нечуй-Левицкого появляются герои, мечтающие о просвещении украинского народа, свободном развитии его культуры (студент Радюк в повести "Тучи", Комашко в романе "Над Черным морем").

Широкую популярность приобрела драма Нечуй-Левицкого "Маруся Богуславка", изображающая события XVI века - борьбу за освобождение украинцев, томящихся в турецкой неволе. Левицкому принадлежит историческая драма "В дыму и пламени", посвященная теме освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. В произведениях Нечуй-Левицкого воссозданы яркие народные характеры, черты украинской национальной жизни.

Традиции реалистической прозы получили дальнейшее развитие в творчестве Панаса Мирного (1849-1920).

Писатель-реалист, Панас Мирный ставил в своих произведениях животрепещущие проблемы времени. Одна из них - тема "пропащей силы", трагедии сильной, волевой личности, гибнущей в условиях противоречивой действительности. Особенно глубоко эта проблема раскрыта в романе "Разве ревут волы, если ясли полны?". Другое название романа - "Пропащая сила".

Главный герой романа - смелый, способный, деятельный, непримиримый к неправде крестьянин Чипка (Никифор) Вареник. Он становится на путь стихийного протеста и погибает.

На протяжении нескольких десятилетий работал Панас Мирный над романом "Гулящая". Тема произведения - трагическая жизнь женщины Христины, которую обстоятельства толкают на дно. Больная, обессилевшая, Христина замерзает перед той избой, где она провела детство, только во сие видя картины счастливой жизни.

Произведения Панаса Мирного отличаются глубиной психологического анализа, художественным мастерством. Изображая события в широком эпическом плане, писатель часто обращается к пейзажу, живописует поэзию украинской природы. Многогранность красок и звуков, динамика светотени в пейзажах делают прозу Панаса Мирного живописью словом.

Иван Яковлевич Франко (1856-1916).

Неутомимый общественный деятель, Франко оставил богатое наследие в поэзии, прозе, драматургии, публицистике, теории литературы, критике, истории, фольклористике, этнографии. Значительна деятельность Франко и как переводчика на украинский язык произведений мировой литературы.

В своей литературной деятельности И. Франко выступил продолжателем традиций Т. Г. Шевченко. Он поставил на научную основу изучение наследия Шевченко как великого художника, родоначальника нового направления в украинской литературе (работа Франко "Из секретов поэтического творчества").

При жизни Франко вышло несколько сборников его произведений. Первый имел название "Вершины и низины", в нем поэт, во многом перекликаясь с основными направлениями поэзии Шевченко, обосновывал гражданскую направленность своего творчества. Многие мотивы "Великого Кобзаря" нашли воплощение в циклах "Скорбные песни", "Ночные думы", включенных в первый поэтический сборник. Франко активно использовал народное творчество, что помогло ему достичь богатства поэтической формы. Франко явил себя мастером пейзажной и интимной лирики в произведениях, включенных в сборник "Увядшие листья" (1896, 1910 гг.). Своеобразное место в поэтическом наследии Франко занимает сборник "Мой измарагд" (1898 г.) и другие.

И. Франко обратился к жанру поэмы и достиг здесь выдающихся успехов. В душевной драме героев поэм "Иван Вышенский", "Похороны", "Моисей" автор сумел передать силу патриотического чувства, идеи стойкости и непреклонности в борьбе за судьбу народа. Особый интерес представляет поэма "Моисей", основанная на библейской легенде. В ней создан сложный и противоречивый образ пророка Моисея, его взаимоотношения с народом. Знаменательно, что толчком к написанию поэмы явилась встреча поэта в Италии со скульптурой Микеланджело "Моисей" (1904 г.). Обратился И. Франко к исторической теме в поэме "На Свято- юрской горе", где описан эпизод борьбы Богдана Хмельницкого против польско-шляхетских поработителей.

Как прозаик Франко выступил во многих жанрах, всюду сказав свое слово. Он обращался к сложным явлениям жизни села ("Угольщик", "Леса и пастбища" и другие), сатирически обличал тупоумие чиновников, самодурство помещиков. Достижением писателя является глубина психологических характеристик действующих лиц (повести "Основы общественности", "Для домашнего очага" и другие).

И. Франко и в прозе пишет на исторические темы. Такова повесть "Захар Беркут", где создан романтизированный образ героя из народа эпохи героической борьбы против татарского нашествия.

Наиболее ярким прозаическим произведением И. Франко является повесть "Борислав смеется", посвященная жизни рабочих Галиции. Писатель создал различные характеры, особенно выразительны образы непримиримых бунтарей братьев Басарабов.

Свое слово сказал И. Франко и в драматургии, где также обратился к различным жанрам (драме, комедии, сказке и т. д.). Вершиной является социально-психологическая драма "Украденное счастье", сюжет которой построен на мотивах народного творчества.

Определяя значение творчества И. Франко, О. Гончар писал: "Никак не будет преувеличением сказать, что Шевченко и Франко - это на самом деле те два могучие крыла, которые вынесли украинское слово, украинскую культуру на мировое пространство*249.

*249: {См.: История украинской литературы. - М., 1970. - С. 263.}

 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >