< Попер   ЗМІСТ   Наст >

Содержание и типология власти

Функции политической власти раскрываются в ее определении: это формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством и обществом, общественными группами и слоями, политическими институтами, аппаратом и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений и в конечном итоге - создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого общества, присущей государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества [76].

Помимо классификации сфер и уровней функционирования может быть построена также содержательная типология власти по признакам: степени институционализации (правительственная, городская, школьная и т. д.); субъекту власти (классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.); количественному признаку (единоличная или монократическая, олигархическая или власть сплоченной группы, полиархическая или множественная власть ряда институтов или лиц); типу правления (монархическая, республиканская); режиму правления (демократическая, авторитарная, бюрократическая, тоталитарная и т. п.); социальному типу (социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п.); применяемым средствам (господство, насилие, авторитет, убеждение и т. д.); функциям (наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др.).

Анализ видов, форм и методов власти позволяет построить научную классификацию (типологию власти), важную для оценки облика власти, ее роли в обществе, функционирования и перспектив. Одна из таких классификаций приведена в табл. 7.1.

Таблица 7.1. КЛАССИФИКАЦИЯ (ТИПОЛОГИЯ) ВЛАСТИ [76]

КЛАССИФИКАЦИЯ (ТИПОЛОГИЯ) ВЛАСТИ

Идеалы социального устройства

Различные идеалы социального устройства, выработанные людьми в процессе социально-исторического развития, условно классифицируют на идеологические типы и движения: консерватизм, либерализм, социализм и анархизм.

Консерватизм

Консерватизм (от лат. conservare - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - это политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержку исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности [89]. Впервые термин "консерватизм" употребил виконт Ф. Шатобриан1. Консерватизм традиционно противостоит социализму и либерализму: первому - из-за характерных для социализма революционных устремлений, второму - из-за свойственного либерализму рационалистического пафоса, естественно перерастающего в критику традиционных, объективно сложившихся порядков. Различают консерватизм структурный и ценностный. Структурный делает упор на сохранение существующих политических и социальных структур, ценностный, не отказываясь от структурных преобразований, желает в то же время сохранить господствующие социальные ценности [89].

Либерализм

Либерализм (от лат. liberalis- касающийся свободы, присущий свободному человеку) представляет собой совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих цель ликвидировать или смягчить различные формы государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду [89]. Возник либерализм в период буржуазных революций ХУН-ХУШ вв. В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и других предрассудков, космополитизм, терпимость, индивидуализм, подчеркивание самоценности личности. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, теории естественного права), политической философии Дж. Локка и правовой философии И. Канта. Новейшее развитие привело к возникновению неолиберализма - доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм - это попытка приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности [89].

Социализм

Этот термин, первоначально употребляемый в политическом лексиконе XIX в. во Франции, обозначал идеал и действительность с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную) [49]. Под влиянием марксизма и родственных ему политико-мировоззренческих направлений понятие "социализм" приобрело содержание, враждебное содержанию понятия "индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок". Социалистические утопии "плодили" Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Мабли, Н. Чернышевский2 и многие другие; их пытались осуществить на практике мирным путем Р. Оуэн, Ш. Фурье, Э. Кабе3, а вооруженным - Г. Бабёф, якобинцы, Л. Бланки, П. Лавров, С. Нечаев, М. Бакунин, К. Маркс, Парижская коммуна, К. Либкнехт, Р. Люксембург, В. Ленин, Мао Цзэдун1.

Еще Аристотель в своей "Политике" говорил о гибельности пути развития общества, основанного на принципах единства, обобществления, ликвидации собственности, поскольку каждое общество состоит из индивидов, неравных по достоинствам и способностям. Опыт строительства социализма в России - организованное насилие одного класса над всеми другими, крайний централизм, террор, принудительный труд, тотальная власть государства, единственной партии, контроль за инакомыслием - показал полный набор средств, взятых коммунистами на вооружение для достижения своих целей [49].

Анархизм

Анархизм (от греч. anarhia- безвластие) - это социально-политическое движение, вытекающее из идеи безвластного государства и преследующее цель достичь ничем не ограниченной свободы человека [51]. Отрицает власть, порядок, дисциплину, авторитет. Считается, что это возможно только в результате немедленного перехода от эксплуататорского политического общества к обществу без классов, государства и политики. Средством такого перехода являются немедленный отказ от дисциплины, какой-либо организации, планомерного управления социальными процессами, дезорганизация общества, разрушение отношений, основанных на имущественной собственности. Главные теоретики анархизма - М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Прудон2 [51].

 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >