< Попер   ЗМІСТ   Наст >

"Философия Средневековья"

Рассматривая первый вопрос: "Основные черты средневековой философии и ее социальные и религиозные основы", обратите внимание, что начало Средневековья, связывают с падением Западной Римской империи (476 г.).

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма III-XV вв. Это период разрыва с богатой античной культурой, период зарождения и развития феодальных отношений, эпоха господства религиозного мировоззрения, зарождения и распространения христианства. Средневековая эпоха была особой системой философского знания. Сам процесс ее развития был духовно подготовлен богатой эллинистически-римской культурой. Главной причиной радикальных изменении, которые состоялись в мировоззрении во время перехода античности к средневековью, было разрушения античного строя (основной формы государственной и общественной жизни), как основы всей античной цивилизации, а вместе - разрушения всего уклада жизни.

Разочаровавшись во всём материальном, люди обращали свои взгляды и надежды к духовности. Эта идея нашла свое воплощение в христианской религии. Появление христианства хорошо вписываюсь в общее духовное расположение духа эпохи. Христианство не просто признавало автономию человеческого духа, а давало этому свое объяснение: в человеческой душе есть частица божественного абсолютного духа. Это означает, что человек приобщен своим духовным естеством к Богу.

Появление и утверждение христианства привело к духовной революции. Происходит существенное изменение в мировоззрениях. Сравним их.

Античное мировоззрение:

  • 1) Политеизм;
  • 2) боги являются частью природы;
  • 3) исходные качества богов: сила, могущество;
  • 4) боги упорядочивают и разукрашивают мир;
  • 5) космос, природа—общие условия существования богов и людей;
  • 6) человек опирается в своих поступках на знание;
  • 7) главная жизненная задача человека - осуществить подвиг;
  • 8) в восприятии действительности акцент падает на внешнее восприятие;
  • 9) люди делятся за этическими и родовыми признаками.

Средневековое мировоззрение:

  • 1) Монотеизм;
  • 2) боги являются духовной сущностью, которая находится за пределами мира;
  • 3) исходное качество Бога: любовь к человеку;
  • 4) Бог создает мир из ничего;
  • 5) природа не имеет собственной сущности и не может существовать без божественной энергии;
  • 6) человек во всем полагается на веру в Бога;
  • 7) главная жизненная задача человека спасения души;
  • 8) в восприятии действительности акцент падает на внутреннее восприятие;
  • 9) все люди равные перед Богом.

Особенность средневекового христианского мировоззрения:

геоцентризм - идея единого Бога Творца. В соответствии с этим принципом источником всего бытия, блага и красоты есть Бог.

антропоцентризм представления о человеке как центра созданного мира, как творения Бога. В отличие от всего созданного человек -богоподобное существо, свидетельством чего есть наличие ума и волк Впервые обращается внимание на человека как на духовное существо. Христианство открывает еще одно "измерение" человеческого существования - дух. Духовность проявляет себя как мера причастности человека к Богу, мера "обоготворения" человека. Центральное место занимает проблема внутреннего мира человека.

креационизм - согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из "ничего", сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма, что значит "творение", "создание".

сотериология - учение о том, что на протяжении земного существования смысл и цель жизни человека состоит в его подготовке к спасению своей души во имя последующего бессмертия в Царстве Божьем.

Специфика средневековой философии состоит в следующем:

  • 1) философия средневековья была зависимая от религии. "Философия - служанка теологии";
  • 2) онтология характеризуется теоцентризмом. Бог провозглашается абсолютным бытием, началом и основой мира причиной и конечной целью мира;
  • 3) в гносеологии целью познания выступает Бог, который есть источником познания и абсолютным знанием. Познания Бога лежит на пути веры, божьего откровения;
  • 4) человек выступает как "творения" Бога, который состоит из души и тела.

Этими основными положениями мы рассмотрели основные проблемы второго вопроса: "Специфика средневекового христианского мировоззрения и философии. Основные черты средневековой философии".

При рассмотрении третьего вопроса: "Этапы развития средневековой философии" необходимо обратить внимания на то, что средневековая философия в своем развитии имеет следующие периоды (см. схема 20).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Схема 20

Первый этап патристикиапологетика (от грец. "апология" -защита). Апологеты отстаивали и защищали христианские идеи от язычества.

Представители: Юстин Мученик (II ст.) и Квинт Тертуллиан (II-III ст.).

Квинт Тертуллиан был убежденным верующим, он говорил: "Вера не требует рационального обоснования, вера не совместимая с умом". Его убеждение изложено фразой "верую в то, что абсурдно" - это открытие и признания реальности, которая дается не умом, а высшей интуицией, благодаря божьему откровению. Ум не является вышестоящей инстанцией человеческого духа.

 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >