< Попер   ЗМІСТ

Философский словарь терминов

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.

АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.

АНТИНОМИЯ - неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения.

АПРИОРИ понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

БЕКОН ФРЕНСИС (1561—1626) - английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма. В трактате "Новый органон" (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент.

БРАХМАН - в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других психоаналитических течениях.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII—XVIII вв.

ВЕДЫ - памятники древнеиндийской литературы (конец Ц-начало 1 тыс. до н. э), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).

ВЕРИФИКАЦИЯ - в позитивизме способ отделения научного знания от "ненаучного". Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" — философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), В отличие от того, как они являются "для нас" в познании.

ВОЛЮНТАРИЗМ (термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.) - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа XIX века А. Шопенгауэра.

ГЕРМЕНЕВТИКА - буквально, искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С XIX в. герменевтика превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания - обнаружения смысла.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ - наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима гносеологии часто употребляется термин "эпистемология".

ГУМАНИЗМ - в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.

ДАО - основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности ("у вэй" - "недеяние"), достигает единства с природой и совершенства.

ДЕДУКЦИЯ - фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

ДЕИЗМ - распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.

ДЕТЕРМИНИЗМ философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДИАЛЕКТИКА (с греч. "искусство вести беседу, спор") - философское учение о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления.

ДХАРМА - важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индуизма. В буддизме это синоним буддийского вероучения и первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.

ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания двух равноправных первоначал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей -Р.Декарт.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.

ЗНАНИЕ - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.

ИДЕАЛИЗМ - самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.

ИДЕАЛЬНОЕ - способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., "идеальный газ", "точка").

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

ИМПЕРАТИВ - общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие отдельного человека; противоположность общего, типичного.

ИНДИВИДУУМ (индивид) - отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.

ИНДУКЦИЯ - фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.

ИНЬ, ЯН - основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т. д.). Инь, ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала - пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с "пятью стихиями" (дерево, огонь - ян; земля - нейтральна; металл, вода - инь).

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

КАРМА - одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТЕГОРИИ - наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

КОРДОЦЕНТРИЗМ - наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в восприятии человеком окружающего мира не столько мышлением ("головой"), сколько "сердцем" - эмоциями, чувствами, здравым смыслом.

КУЛЬТУРА - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ЛИ - одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.

ЛИБИДО - одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. а).

МАКИАВЕЛЛИ НИКОЛО (1469—1527) - итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе "цель оправдывает средства".

МАТЕРИАЛИЗМ - влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

МЕТАФИЗИКА - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии; противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

МЕТОД - способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности .

МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ - обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос - человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (макрокосма, большого космоса).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИФОЛОГИЯ - древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

НАУКА - со]юра человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумм)' знаний, лежащих в основе научной картины мира.

НЕОБХОДИМОСТЬ философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.

НИРВАНА - центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

НООСФЕРА - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

ОБЪЕКТ - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии.

ОТЧУЖДЕНИЕ - обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие общество было теоретически обосновано К. Марксом.

ПАНТЕИЗМ - религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и природы. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа".

ПОЗИТИВИЗМ - направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из "позитивного", т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские ("метафизические") объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине ХГХ в. О.Контом; известны "второй позитивизм" (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

ПОСТМОДЕРН - идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины XX ст.

ПРАКТИКА - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).

ПРОГРЕСС - развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

ПСИХОАНАЛИЗ - медицинский метод, психологическая теория и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, вес-общее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕЛИГИЯ - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере п существование бога или богов, сверхъестественного.

РЕФЛЕКСИЯ - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов.

САНСАРА - один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

СВЕРХЧЕЛОВЕК - представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

СВОБОДА - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

СЕНСУАЛИЗМ - направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Получило распространение в механистическом материализме Французского Просвещения.

СИСТЕМА множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ - философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины пример позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма агностицизм.

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логик) социальных процессов.

СОФИСТИКА - способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемых не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.

"СРОДНЫЙ ТРУД" - в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральность удовлетворение. "Сродность" устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого чело-века есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятое "сродным трудом" по Сковороде - единственный способ достижения счастья в жизни.

СТАНОВЛЕНИЕ - процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.

СУБЛИМАЦИЯ введенное З. Фрейдом психоаналитическое понятие, означающее психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социа 1ьиой деятельности и культурного творчества Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

СУБСТАНЦИЯ нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.

СХОЛАСТИКА - последний и высший этап развития религиозной философии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью Творчество специфично для чаю-века т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности.

ТЕОГОНИЯ разновидность поздних в которых шла речь о происхождении богов. Многие мифы (напр., "Теогония" Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.

ТЕОЛОГИЯ - совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. 11рсдполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь "служанкой".

ТЕОЦЕНТРИЗМ - основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог. который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.

УНИВЕРСАЛИИ - общие понятия Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X XIV вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

УТОПИЯ - течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества Прообразом всех утопий является "Государство" Платона. Слово и понятие "утопия" введены английским гуманистом Томасом Мором (роман "Утопия", 1516).

ФАТАЛИЗМ представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. П.

ФЕНОМЕН - материальная вещь или духовное образование, дан-нос нам в опыте чувственного познания, шире уникальное явление или событие.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. philos - любовь и sophia - мудрость) -форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социального, iktwicc кос, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, поиском методов, средств и условий возможности его познания, выявлением роли и места человека в истории.

"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" - распространенное во П половине XLX-начале XX ст. философское направление (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле - учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком идеалистическое лечение в западноевропейской философии XX в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и X. Плеснером.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1 ) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизации инков).

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от латин. ego я и центр) отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я"; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мира каждого человека.

ЭЙДОС - термин древнегреческой философии и литературы, означавший у Платона идеи как идеальные первоосновы всего существующего в мире.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель. Н. А. Бердяев. Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер. Ж. П. Сартр. А. Камю). Центральное понятие экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Получит распространение в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локх, Дж. Беркли, Д. Юм).

ЭСТЕТИКА учение о прекрасном, его законах, нормах, формах и типах, его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении, раздел философского знания.

ЭТИКА - учение о нравственности, морали; особый раздел философского знания.

ЯВЛЕНИЕ - вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, болезнь может проявляться через высокую температуру.

ЯЗЫК - важнейшее средство человеческою общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.

 
< Попер   ЗМІСТ