< Попер   ЗМІСТ   Наст >

Символика формы

Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих поверхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. Более того, при отсутствии массы заполнения достоверность очертания пространственной формы сохраняется, если закреплены основные узлы формы (угловые опоры, балки, перила, навес и др.). Следовательно, расшифровка формы происходит через восприятие контурных линий. Через, "движение" линий возникает ощущение движения (динамики) пространственной формы.

Образно-ассоциативные характеристики простейших фигур и линий давно известны в художественно-творческой практике, так, прямая вертикаль кажется наделенной активной силой стремления ввысь, выражающей тенденцию роста. Горизонталь, наоборот, кажется пассивной, слабой. Диагональное, наклонное направление, находясь посередине, действует как некая сила, преодолевающая пассивность. Изломанные линии, представляющие различные комбинации острых, прямых и тупых углов с различной длиной сторон, являются как бы результатом попеременного действия различных сил. Кривые линии – и особенно неравномерные – больше выражают движение, чем прямые или дугообразные части окружности, особенно выделяются параболические линии, приобретающие в своем движении особую красоту и силу, прямая линия выражает ускорение на равных участках и замедление на закруглениях.

Разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник – острый и колючий; круг – ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат – четкий, прямой, статичный, Удивительная ассоциативная определенность некоторых геометрических фигур и объемов казалась в древности мистической, наделенной таинственным смыслом, что и послужило для использования их в качестве символических формальных знаков, круг, сфера символизировали единство, беспрерывность движения, вселенную, мир, солнце, жизнь. Квадрат (например, в основе пирамиды) символизировал покой, вечность, силу и власть. Абстрактная символика простых "вечных форм" достаточно распространена в архитектуре XII – XVIII вв. В XX веке в архитектуре добавилось символическое изображение органических форм природного мира. Движение формы вверх, внутрь или ее статичность вызывает и вполне определенные ассоциации, связанные с врожденными психофизиологическими особенностями человека. Стремление формы вверх, отдаление массы потолка, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство облегчения, свободы, простора (при достаточно нормальной ширине помещения). Низкий потолок при широком пролете "зримо" давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспокойствия. В этих случаях важна и форма плоскости покрытия – плоская, сводчатая, провисающая, наклонная. Многообразие возможных конкретных решений пространственной формы основывается на бесконечности сочетаний геометрических форм ограждающих поверхностей, как в пределах контура фигур, так и самих плоскостей фигур.

 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >