< Попер   ЗМІСТ   Наст >

Пролог

Первая встреча с шедевром мировой литературы - трагедий Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта" - произошла у меня, как и у многих моих сверстников, лет в 12, еще в школе. Прошел десяток лет. Уже работая в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко и седьмой год занимаясь темой философии любви, вдруг появилось желание прочесть вновь. Прочитал залпом - и был ошеломлен, поражен глубиной мыслей о любви, которые Гений, У. Шекспир вложил в уста героев. Задача предлагаемого скромного труда - взглянуть с философской, культурологической точек зрения на дискурс романтической любви, в данном случае Ромео и Джульетты1.

Автор искренне благодарит глубокоуважаемых рецензентов Сергея Руденко, Светлану Стоян и Назипа Хамитова. Также выражаю сердечную признательность Людмиле Запорожцевой, Анне Новиковой, Ксюше Степаненко, Евгению Харьковщенко, Валентине Якубиной и всем тем, кто вдохновлял, поддерживал меня в процессе ее написания. [1]

Введение

Романтическая любовь как предмет философской рефлексии

Феномен любви - один из ключевых в философском дискурсе. Осмысление его можно проследить в глубокой древности, еще во фрагментах мыслителей-досократиков. Не теряет своей актуальности она и в современной философской мысли (А.Бадью, С.Жижек, Ю. Кристева и др.).

Герменевтика любви в работах философов в той или иной эпохе откладывала печать на любовные практики и вместе с тем, разнообразие сентенций мыслителей являются, несомненно, отображением определенных норм и правил любви в конкретном обществе или периоде истории. Следовательно, можно говорить о том, что культура любви в тот или иной период трансформировалась, не сама суть, а ее цель, семиотика.

Но как бы там ни было, несмотря на нашу "постромантическую эпоху" (Р. Апресян), идеалом любви в обществе все же остается ее романтический инвариант. Корни ее, по мнению исследователей, уходят в средневековье.

Стоит отметить, что само понятие "роман" как слово, от которого происходит "романтический" - это литературный жанр, распространенный в ХУШ-ХХ веках; большое по объему, сложное по строению

эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

Как литературный жанр слово "роман" впервые использовал в XVI в. английский литературовед Д. Патенхем в работе "Искусство английской поэзии" (1589). Сначала словом "роман" называли любые стихотворные произведения, написанные на романском языке, а не на латыни. Впоследствии так начинают называть прозаические произведения со специфической тематикой - любовной. Об этом вспоминает уже в XVII в. французский исследователь Пьер-Даниэль Юэ, который считает, что это истории "для удовольствия и наставления".

Следует отметить, что литературные произведения (по определению - романы) появляются в древности, еще в эллинистический период. Роман как повествовательное прозаическое произведение известен и античной литературе. Среди наиболее известных можно упомянуть следующие:

  • 1) Лонг ("Дафнис и Хлоя");
  • 2) Харитон ("Херей и Каллироя");
  • 3) Гелиодор ("Эфиопика");
  • 4) Петроний ("Сатирикон");
  • 5) Апулей ("Метаморфозы или Золотой осел").

Однако сейчас в литературоведении принято отделять эти литературные формы от современного романа.

Византийский роман существовал в XII-XV веках, сначала в форме подражания греческого романа (XII век), развившись затем в локальный вариант рыцарского романа европейского образца. Большинство из них написано так называемым политическим размером, живым народным языком. Интерес к античному любовному роману хранился в Византии постоянно, как свидетельствует "Библиотека" Фотия. Уже поэма "Дигенис Акрит", как и литературные эпосы других стран, в значительной степени романизована.

Основной сюжет разворачивался вокруг истории любви двух молодых людей. Любящие проходят испытания долгой разлукой и/или страшными препятствиями на пути к воссоединению, но все заканчивается обычно счастливо. Препятствия к воссоединению разлученных влюбленных самые различные: замок, где живет любимая, охраняется чудовищами; влюбленному герою препятствуют козни злой бабы-колдуньи, что связано с нечистой силой; эта старая умерщвляет героиню или героя с помощью смертоносного волшебного яблока, а затем с помощью животворящего яблоки - жизнь им возвращается. Обычно в византийских романах все заканчивалась "хеппи-эндом". Необходимо упомянуть наиболее популярные византийские романы - это "Стефанит и Ихнилат", "Повесть об Исминии и Исмине", "Повесть о Дросилле и Харикле", "Роданфа и Досикл" и другие.

Итак, как же вкратце можно определить, что собой представляет романтическая любовь?

На наш взгляд, романтическая любовь - это одна из культурно- исторических форм любви, смыслом которой является создание пары на основе союза мужчины и женщины; выразительное и приятное ощущение от эмоционального влечения к другому человеку, что связано с любовью.

После определения, непременно нужно выяснить, каковы же ее характерные признаки, в чем ее основа. Зарубежные исследователи романтической любви (Э. Гидденс, А. Собл, И. Сингер, Р. Апресян) в целом выделяют четыре основных ее характеристики:

  • - романтическая любовь по природе феминна;
  • - ее сексуальный аспект является ведущим, но не принципиальным и главным;
  • - абсолютно ценным является объект любви;
  • - идеалом любви является "вечная любовь".

Разберем каждый из них детальнее.

Феминность романтической любви необходимо отличать от феминности куртуазной любви. В куртуазной любви она более глубинна, здесь максимальная роль и значение отведены женщине. Тогда как в романтической любви, в романе как таковом, "любовь, феминизированная не столько в том смысле, что оказалась доступной и женщинам или признана и у женщин, но в том, что идеал романтической любви связан

с такими формами жизни, традиционно ассоциирующиеся с женскими социальными ролями, с женским назначению в этом мире" [2].

Сексуальный аспект не является обязательным в контексте романтической любви, но вместе с тем "любящие мечтают быть единственными сексуальными партнерами для своих любимых, не желая, чтобы посторонние "нарушали" их возвышенную связь. Те, кто ложится в постель "по дружбе", часто не задумываются о том, есть ли у партнера кто-то еще. Но влюбившись и мечтая о духовном единении с избранником, те же люди твердо надеются, что любимый будет хранить им верность, и готовы на то же. Многие литературные источники описывают это стремление к верности" [3].

Ценность предмета любви как один из ключевых принципов романтической любви заключается в том, что у любви нет и не может быть "царских" или "красных дорожек". Нужно быть готовым ко всевозможным опасностям, рискам, испытаниям, которым подвергаются оба любящих или один них со стороны общества. В любви есть все - трагичность и радостность, опасность и безопасность, рискованность и уверенность. Она, главным образом, величайший путь. Но уникальность этого жизненного пути состоит в том, что им идут двое любящих людей. И, следовательно, те, кто идут по этому пути, осознают (должны осознавать), что "любовь - это действительно ответственность Я за Ты" [4], как отмечал работе "Я и Ты" видный представитель философии диалога М. Бубер.

Что касается вечности любви как одной из характеристик исследуемого нами феномена, то это не какие-то "сказки", а подлинная реальность, ведь "любят не цепочкой внезапных озарений, которые вспыхивают и гаснут, как искры в генераторе переменного тока; любимое любят непрерывно. Этим определяется еще одна особенность анализируемого нами чувства: любовь струится как источник одухотворенного вещества, которое непрерывно бьет ключом. Применяя метафору, на которую так щедра интуиция и очень близких природе интересующего

нас явления, можно сказать, что любовь не выстрел, а непрерывная эманация, духовное излучение, исходящее от любящего и направленное к любимому" [5].

Из этих характеристик можно вспомнить мысль известного исследователя романтической любви Р. Джонсона: "Мы настолько привыкли жить в соответствии с убеждениями и традициями романтической любви, что считаем ее единственной формой "любви", на основании которой заключаются браки и вообще существуют любовные отношения. Мы считаем, что лишь такая любовь является "истинной". Но в любовных отношениях существует много такого, чему мы можем поучиться у Востока. Мы можем узнать, что в восточных культурах, например, в индийской или японской, люди, вступившие в брак, любят друг друга, проявляя такое внимание и теплоту, о которых мы можем только мечтать, и тогда нам становится стыдно. Но по нашим понятиям их любовь не является "романтической". Их отношения не основываются на общности идеалов, и они не предъявляют друг к другу таких невыполнимых требований и нереальных ожиданий, как это происходит на Западе" [6]. В связи с этим уместно вспомнить интересный научный факт: "Исследовав 166 различный культур, антропологи обнаружили, что романтическая любовь была известна в 147 из них, то есть более чем в 90 %. В оставшихся 19 культурах ученым просто не удалось добыть необходимые свидетельства. От Сибири до малонаселенных австралийских равнин и джунглей Амазонии люди поют песни, передают из уст в уста мифы и легенды и слагают стихи о любви. Множество людей практикуют любовную магию - носят амулеты и талисманы, используют зелья и травы, чтобы стимулировать любовное влечение. Кому-то приходится тайно бежать, чтобы обвенчаться с любимым вдали от отчего дома. А другие страдают от неразделенной любви, убивают неверных возлюбленных, совершают самоубийства или же погружаются в столь беспросветное отчаяние, что не остается сил даже на еду и сон" [7].

Романтическая любовь - не просто форма любви, а целая совокупность убеждений и идеалов, которые сложились как минимум в средние века, представления о которой переходят из поколения в поколение, из одного столетия в другое. Следовательно, часто у нас подсознательно существуют совершенно противоположные идеи, определяющие наше поведение и реакции задолго до того, как мы начинаем их осознавать. Тогда автоматически возникает предположение о том, что представляет для нас другой человек, что нам следует чувствовать, а на что "не обращать внимания".

Трудно не согласиться с мыслью Р. Джонсона о том, что "романтическая любовь не означает "любить", она означает быть "влюбленным". Ведь если данный тип культуры любви предполагает ее вечность, то любовь - это проверка влюбленности временем. "Влюбляясь", мы верим в то, что нашли конечный смысл жизни, открывающийся нам в существовании другого человека. Найдя свою недостающую часть, мы ощущаем целостность и полноту. Кажется, что жизнь стала наполненной сверхчеловеческой энергией, поднимающей нас в недосягаемые выси над обычным земным существованием. Такая недосягаемость является для нас верным признаком "истинной любви". Психологическая целостность включает в себя бессознательное требование, чтобы наш возлюбленный (или супруг) обязательно и постоянно вызывал у нас эту интенсивность чувств и восторг" [8].

Материалом для исследования романтической любви в нашем случае станет одна из самых известных трагедий в истории человечества - "Ромео и Джульетта".

Необходимо подчеркнуть, что на Западе существует несколько десятков фундаментальных монографий относительно понимания романтической любви, которые и стали основой для ее осмысления. Это работы Д. Брауна [9],

Б. Брогарда [10], Р. Гальвани [11] Р. Гауле [12], С. Девида [13], М. Новака [14], I. Сингера и А. Собла [15], М. Строусера [16] и X. Хорне [17]. Известные европейские мыслители размышляли над феноменом романтической любви в контексте той или иной пары: Тристан и Изольда - Д. де Ружмон, Вертер и Шарлотта - Р. Барт и др.

Историю Ромео и Джульетты можно назвать одной из самых трогательных, прекрасных и трагичных. Это одна из первых легенд, литературный шедевр в западной литературе, в котором описана романтическая любовь. "Ромео и Джульетта" - фундаментальный источник, из которого вышла вся романтическая литература, отображаемая в наше время не столь эпистолярно, сколь любовными историями в кинокартинах.

Нужно сказать, что современные этологи любви, мыслители, размышляющие о ней, мало уделяют внимания трагедии "Ромео и Джульетты". В центре внимания, скорее всего, "Тристан и Изольда", история любви Абеляра и Элоизы и другие. Следует отметить, что те или иные фундаментальные характеристики и основы романтической любви, безусловно, были и до появления вышеупомянутых пар. Читатель наверняка убедится в этом, исходя из использования текстов историко- философского дискурса еще со времен античности. "Именно соблазны любви, - подчеркивает X. Фишер, - двигали создателями величайших в истории человечества опер, пьес, романов, самых трогательных стихов, памятных всем мелодий, прекраснейших скульптур и живописных полотен, наиболее ярких праздников, мифов и легенд. Романтическая любовь - грандиозное сокровище нашего мира, именно с ней связано большинство человеческих радостей. Но отвергнутая любовь способна породить самые мучительные страдания. Навязчивые преследования объекта страсти, убийства и самоубийства, глубочайшие депрессии, наступающие после разрыва с любимыми, и огромное число разводов по причине супружеских измен приносят неисчислимые мучения людям во всех уголках мира. Так что самое время вновь вернуться к вопросу, заданному У. Шекспиром: "Что есть любовь?”" [18]

Надеюсь, чтение этой книги принесет вам столько же пользы, сколько принесла мне работа над ней. Итак, мы начинаем...

  • [1] Автор при написании книги опирается исключительно на перевод "Ромео и Джульетты", сделанный выдающимся российским поэтом и писателем Б. Пастернаком.
  • [2] Апресян Р.Г. Идеал романтической любви в постромантическую эпоху / Р.Г. Апресян // Этическая мысль - 2005. - Вып. 6. - С. 205.
  • [3] Фишер X. Почему мы любим. Природа и химия романтической любви / X. Фишер. - М.: Альпина нон-фишкн, 2013. - С. 36.
  • [4] Бубер М. Я и Ты / Мартин Бубер. Два образа веры. - М.: Изд-во "АСТ", 1999. - С. 12.
  • [5] Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 355.
  • [6] Джонсон Р. Источник и предназначение романтической любви / Р. Джонсон. - М.: Гиль- эстель. 1998.-С. 12-13.
  • [7] Фишер X. Почему мы любим. Природа и химия романтической любви. - С. 5.
  • [8] Джонсон Р. Источник и предназначение романтической любви. - С. 12-13.
  • [9] Brown J.W. Philosophy of romantic love / J.W. Brown. Love and other emotions: on the process of feeling. - Karnak Books, 2012. - pp. 211-230.
  • [10] Cm.: Brogaard: B. On Romantic Love: Simple Truths about a Complex Emotion. - Oxford University Press, 2015. - 288 p.
  • [11] Halvani R. Romantic love / R. Halvani. Philosophy of love, sex and marriage: an introduction. - Routledge, 2010. - pp.29-56.
  • [12] Haute J.R. Divine Madness: Archetypes of Romantic Love. - Fisher King Press, 2010. - 292 p.
  • [13] David S. Modern Love: Romance, Intimacy, and the Marriage Crisis. - NYU Press, 2003-269 p.
  • [14] Novak M. The Myth of Romantic Love and Other Essays. - Transaction Publishers, 2012.- 192 p.
  • [15] Singer Soble A. Philosophy of love/ A partial summing-up. - MIT Press, 2011. - 144 p.
  • [16] Strawser M. Kierkegaard and the Philosophy of Love. - Lexington Press, 2015. - 248 p.
  • [17] Horne H.H. Shakespeare's philosophy of love. - Edward & Broughton Company, 1945. - 205 p.
  • [18] Фишер X. Почему мы любим? Природа и химия романтической любви. - С. 11-12.
 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >