< Попер   ЗМІСТ   Наст >

"Ты так уйдешь, мой друг, мой муж, мой отец"

Этот фрагмент посвящен многозначности природы романтической любви между мужчиной и женщиной. Фраза Джульетты в адрес возлюбленного свидетельствует о том, что отношения, история любви являются только "историей эроса", это еще и история агапе, и история филии и сторге в целом. Гетерогенная любовь в своем совершенстве необходимо включает все четыре аспекта любви - эрос и агапе, филию и сторге. Рассмотрим все это детальнее.

Концептом "эрос", как понимание "моего мужа", обозначается чувственная направленность, порыв к предмету страсти, вожделения к нему, общий пафос этого эмоционально насыщенного переживания. Глагол ерау/ёгап означает страстно любить, быть влюбленным, но также и сильно, страстно желать что-нибудь, стремиться к чему-либо. Страстность, которая отображается словом ёрюегов, оттеняется одним из ближайших родственных ему слов: ёрют)/егое, которое обозначает не только стремительность, напор, натиск, но и полет копья; и особенно то, что оно могло обозначать, и бурную страсть и влечение [1]. Но необходимо отметить, что ёрюегов - это также желание чего-то, с любовью в нашем понимании не связанного, например, голод: "И когда питьем и пищей голод (грог / егоп) утолили..." (11.1 469) [2].

Эрос в романтической любви - это, прежде всего, любовь-страсть, любовь, граничащая с безумием, безумная любовь [3]. Словом "эрос" обозначается чувство, которое полностью поглощает все остальные чувства. Продолжая мысли своего соотечественника, С. Евтушенко отмечает, что под эросом следует понимать любовь, которая включает в себя не только сексуальный, но и духовной элементы, причем сексуальное имеет превалирующее значение на основе своего генетической первенства. Этот термин в романтических отношениях детерминирует любовь- страсть, ревность, чувственное влечение и связанный с ним пафос аффективной чувственной стороны. Эрос выражает царствующую в природе полярность и непреодолимую тягу к ее преодолению. Эрос - это и страстная самоотдача, любовь, которая смотрит на свой "предмет" как бы "снизу-вверх", не оставляя в себе места для жалости и сострадания для самого себя [4]. Выдающийся западный мыслитель П. Тиллих, исследуя понятие любви в древнегреческом языке, замечает, что эрос противостоит филии как качеству любви. Эрос представляет собой трансперсональный полюс, тогда как филия характеризует личностный полюс. Желание человека реализовать себя с помощью союза с другим, лежит в основе, как эроса, так и филии [5].

Стоит подчеркнуть, что романтический дискурс - это не только страсть, пыл и жар любви, это и нежность, открытость, духовный покой, взаимопонимание, забота, ответственность, все, чем богат концепт филии. Уже Аристотель, как теоретик филии, подчеркивает близкую связь филии с эросом. Так, в "Эвдемовой этике" он пишет: "не может быть любви без дружеской симпатии" Эта мысль взята Стагиритом из трагедии Эврипида "Троянки" (см.: Еиг. Тго. 1051). Соответственно возникает вопрос: зачем еросу филия, ведь, как мы видим, последняя является частью первой? В чем же суть слов "мой друг" по отношению к Ромео?

"В отношениях "филин", - по мнению известного российского ан- тиковеда А. Чанышева, - главное душевное состояние - "духовный покой", внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодного расчета или слепой импульсивной страсти. Таким образом, φιλία означает духовную, открытую любовь, основанную на внутренней симпатии, и выражает сочетание подобных (тогда как эрос - это сочетание и борьба противоположных принципов). "Филия" по своей природе является более спокойной по природе". Греки словом φιλία обозначали связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Это внутренняя предрасположенность, влечение, которое растет из интимной близости и обращения к конкретной личности. Эта любовь затрагивает отношения близких друг к другу людей; она обычно удовлетворяется присутствием любимого человека и развитием естественных чувств. Ценность этих чувств, которые появляются без особых усилий в процессе личного общения, в том, что они необходимы человеку как целостной личности, а не для взятой в отдельных ее особенностях. "Любовь-дружба" - это влечение к самому предмету любви, которое вырастает из совместной жизни, взаимного единства взглядов на разные вещи и явления [6]. Поэтому филия зависит именно от эроса; Она предполагает простоту в отношениях с объектом любви [7].

Соответственно для любви как таковой необходим не только эрос, но и филия. Для Стагирита эрос не самодостаточен, он требует чего-то более гуманного, спокойного. По мнению В. Малахова, "прежде всего, поскольку дружба может быть рассмотрена как род любви, о ней можно с полным правом сказать, что она представляет собой наглядный эмпирический четкий пример того, что вслед за Б. Паскалем, Э. Левинас именовал "любовью без похоти" - любовь, которая не имеет чувственного самоутверждения в Другом.

Как чистый опыт отношений любовь-филия, дружеская любовь характеризуется внутренним целомудрием: есть аспекты любовного чувства, открытые всем другим видам человеческой любви, даже любви родительской, а есть как те, которые относятся дружбе. Даже сочувствие как таковое, совершенно особым образом предполагает у человека способность чувственно "войти" в Другого, разместить в нем собственное Я с присущим упомянутому Я "упорством в бытии"

- и обнаружить, определить с помощью этого проектируемого упорства меру и характер жизненного неблагополучия того, кому мы сочувствуем.

Дружба же, поскольку она остается именно дружбой, настраивает, наоборот, на субъективную сдержанность относительного Другого, на предоставление этому нашему Другому права быть-при-себе, в своей незахваченности нами. Чтобы быть способным к дружеству, нужно иметь в душе какой-то ресурс чистоты и незанятости. Это же качество необходимо и для того, чтобы попросту видеть, распознавать и ценить проявления дружбы" [8].

Относительно связи филии и эроса Аристотель в "Эвдемовой этике" отмечает: "конечно, друзьям нужно быть вместе, ведь не случайно говорят "беда, если друг далеко", поэтому если вы в беде, не надо упускать из виду друг друга. Отсюда и любовь кажется похожей на дружбу. Ведь и любящий старается не отходить от любимого, и не столько потому, что это нужно, сколько подчиняясь чувству" [ЕЙ1. Еис1.VII 1245а22 - 25].

Из-за этого, как мы видим, большую роль в любовном дискурсе играют глаза, непосредственное видение друг друга. Однако Платон говорит лишь о значении глаз в контексте "эроса", а именно ": ""Любовь", поскольку она словно вливается извне (а не есть внутренний поток для того, кто ею пылает), причем вливается через очи, в древности, верно, называлась "льюбовь", ведь мы тогда пользовались о-микроном вместо о-меги. Теперь же она называется "любовь"

- после подстановки о-меги вместо о-микрон. [СгаТ 420Ь]. Как мы видим, в эпоху архаики, концепт любви имел непосредственно философскую коннотацию. С течением времени, когда уже начали употреблять "омегу" она стала именоваться как "любовь" - то есть с чисто философского содержания перешла в сугубо филологический; стало просто словом как таковым.

В свою очередь, Стагирит говорит в "Никомаховой этике" главным образом о значимости глаз, как для дружбы, так и для любви. В частности, он отмечает, что самая большая радость - видеть любимую нами личность [ЕЙ1. №с. 1171Ь 30]. Это является радостью, потому что любовь - светоносное начало, которое озаряет человеческую жизнь, она "светлее тысячи солнц". Любовь в своей полноте (агапе, эрос, сторге, филия) - это абсолютное Благо (с большой буквы - В.Т.), что способно порождать искреннюю доброту, совесть, правду, сострадания, милосердие и т.п. в отношениях между любящими индивидами.

Несколько слов нужно сказать еще о том, почему Джульетта называет Ромео "мой отец". Отношения между любящими во многом похожи (латентно и/или иманентно) на отношения между родителями и детьми. Ряд моментов мы с рассматривали в предыдущих фрагментах из шекспировской трагедии. Как известно, семейная любовь в эпоху античности обозначалось концептом "сторге".

Под "сторге", по мнению латвийского исследователя феномена любви А. Рубениса, имеется в виду любовь, связанная с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования".

Таким образом, исходя из философского дискурса и текста "Ромео и Джульетты", романтическая любовь - это не только "этос эроса", но и это с других аспектов любви, которые были известны еще со времен античности, а именно этос и филии, и агапе и сторге. Дискурс любящих в романтическом варианте не сосредоточен только на страсти и проявлении пылкости чувств один к другому, это еще и забота, взаимопонимание, ответственность, внимание, жертвенность и другие аспекты и коннотации, присущие любви-филин, любви- сторге, любви-агапе.

  • [1] Дворецкий ИХ. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. - М.: ГИИНС, 1958. - Т.2. - С. 670.
  • [2] Апресян Р.Г. Слова любви: eras, agape, filia / Р.Г. Апресян // Философия и общество. - 2012. №8(56). С. 29.
  • [3] Чанышее А.Ф. Любовь в античной Греции / Философия любви: в 2 ч. / под ред. Д.П. Горского; сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - Т.1. - С. 44.
  • [4] Чанышее А.Ф. Любовь в античной Греции. - С.59.
  • [5] Тиллих П. Любовь, сила и справедливость. - С.153.
  • [6] Чанышев А.Ф. Любовь в античной Греции. - С. 45.
  • [7] Тиллих П. Любовь, сила и справедливость. - С. 154
  • [8] Малахов В.А. Дружба как род любви / В.А. Малахов // Дружба: ее формы, испытания и дары. - К.: ДУХ IЛ1ТЁРА. 2009. - С. 130-131.
 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >