Джульетта и философия.
Эти строки наталкивают на проблему соотношения любви и знания, философии и любви. Скорее всего, в этом фрагменте речь идет не столько о противопоставлении любви и разума, сколь о том, что знания не сравняться с любовью и не заменят ее.
В этой связи можно вспомнить слова апостола Павла, который говорит, что "знание надмевает, а любовь назидает" (1Кор.8:1). Знание, мудрость тут употреблено как гордость, надменность, тщеславие, тогда как любовь (Джульетта) ассоциируется с кротостью, смирением, покорностью.
Впрочем, апостол Павел не говорит, что любовь безумна, что у нее нет разума, она "назидает" "а значит имеет дидактический момент. А как же можно учить, не имея в себе разума, те или иные знания? И что это тогда за знания? Ответы на эти вопросы дает сам Ромео. Это знания, которые, по его мнению, "могут сдвинуть стены, могут упразднить приказы".
Разберем это детальнее.
Под стенами тут скорей всего имеется в виду, что любовь, в отличии от рассудочной деятельности и рациональной рефлексии, способна "убирать стены". Вот несколько моментов:
- 1) меркантильность, оценочностъ, корыстность. Любовь дает возможность видеть любимого человека не корыстливо, не следить за мелочами (ведь, недаром существует такая мудрость "дьявол прячется в деталях"), но созерцать в нем то, что не могут видеть другие люди, саму сущность предмета любви.
- 2) стена непонимания, отчужденности. Именно любовь, а не знания способны убрать разногласия, противоречия, несоответствия. И то, что кажется нелогичным для мира, является совершенно нормальным для любовного дискурса.
Что же касается упразднения приказов, Ромео четко понимает - знания, "мудрость мира сего" не помогут одолеть правила мира, нормы города, в котором они в час оказались. Лишь любовь...
Об этом же пишет французский персоналист Г. Мадинье: "люди должны приходить к любви путем не всегда и во всем приятном справедливости. Любовь порождает справедливость, чтобы иметь возможность собственно существовать, или лучше сказать, чтобы осуществлять то, на что она способна в мире противоречивых и взаимоисключающих индивидуальностей" [1]. Для того, чтобы прийти к любви, которая станет потом вечной, нужно много перетерпеть, преодолеть много трудностей, испытаний со стороны общества, людей. Можно предположить, что западный мыслитель говорит о том, что любовь создает особого рода справедливость, в которой есть равенство любящих, люди любят друг друга и готовы делить все поровну, при этом преимущество предоставляется не субъекту, а предмету любви.
В конечном итоге Ромео говорит о том, что философия не может ему помочь. Думаю, что вопрос стоит не столько в том, что сама философия беспомощна, сколько в том, что философия должна сочетаться с любовью, как писал древнегреческий мыслитель Платон в "Пире", стремиться к прекрасному и мудрому: "ведь мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Обязан же он этим опять-таки своему происхождению: ведь отец у него мудр и богат, а мать не обладает ни мудростью, ни богатством" [8утр.204Ь].
Таким образом, в романтической любви идет противопоставление знаниям, которые приводят к гордости, надменности, неискренности, фальши. Благодаря знаниям, которые способны сделать любовь мудрой, любящие способны максимально преодолеть всякого рода мелочность, корыстность в отношениях.
- [1] Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк понятия "мы" / Габриель Мадинье - М.: ИНИОН. 1995.-С.112.