Служба підтримки:

Київ +38 (050) 653-07-96

Навигация
 
андер-анип
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНИМИЗМ

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, к-рые в религ. сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отд. существом или предметом, то духу приписывается самостоят. существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и др. человеческими свойствами.

Впервые термин "А." ввёл нем. учёный Г. Шталь, назвавший (в соч. "Theoria medica", 1708) А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся "ваятельницей тела". В 19 в. в совершенно ином смысле был применён этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и др. представителями т. н. эволюц. школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину "А." ("Первобытная культура", 1871) двоякое значение: 1) вера в души и духов; 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. "минимум религии", т. е. зародыш, из к-рого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистич. философии.

Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания науч. критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духове-рием. Во-вторых, огромный фактич. материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, свяшенное и повседневное, запрещённое (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно к-рым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Ма-ретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологич. мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и др. отсталых народностей - это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся,даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестеств. мир душами и духами, оно наделяло сверхъестеств. свойствами сами вещи и явления, двойниками к-рых стали эти души и духи. Напр., до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Т. о., А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом пли зародышем религии.

А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. "естественную религию", "детскую философию" человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, к-рое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору,- это лишь "олицетворённые причины" указанных выше явлений. Совр. науч. исследование показало, что корни ани-мистич. представлений, как и всех первобытных религ. верований, надо искать не в отд. заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок ани-мистич. теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт обществ. сознания.

Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь историч. интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ. составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся совр. наукой.

Нек-рые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные бурж. учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать совр. идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде "мировых религий" и идеализмом, с одной стороны, и А.- с другой, нет ничего общего. Другие, т. н. прамонотеисты, главой к-рых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь "загрязнены" верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновлённых совр. религий, в учениях теософов (см. Теософия) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и "фотографировании" духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ.

Термин "А." получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Юж. Америки, Океании - приверженцы местных традиционных религий - зачисляются в общую рубрику "анимистов". Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней "дикарской" религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина "А." в науч. отношении неправомерно. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923 Плеханов Г. В., О религии н церкви [Сб. статей], М., 1957; Тэйлор Э. Первобытная культура, пер. с англ., М. 1939; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, "Вопросы философии", 1956, № 2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А,, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965.

Б. И. Шаревская.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   андер-анип   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]