< Попер   ЗМІСТ   Наст >

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека

Генеративность против стагнации

Модное упорство в преувеличении зависимости детей от взрослых часто закрывает от нас зависимость старшего поколения от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и обозрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться.

Тогда генеративность - это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях деятельности не направляющие этот драйв на свое потомство. И действительно, подразумевается, что понятие генеративнос-ти включает в себя такие более распространенные синонимы, как продуктивность и креативность, которые, однако, не могут заменить его...

Тогда эти люди начинают баловать себя, как если бы каждый из них был своим собственным и единственным ребенком; а там, где для этого есть благоприятные условия, ранняя инвалидность - физическая или психологическая - становится средством сосредоточенности заботы на самом себе. Однако сам факт наличия детей или даже желания иметь их еще "не тянет" на генеративность. На деле некоторые молодые родители страдают, по-видимому, от задержки способности развить эту стадию. Причины отставания часто можно обнаружить во впечатлениях раннего детства, в чрезмерном себялюбии, основанном на слишком напряженном самосозидании преуспевающей личности; и наконец (здесь мы снова возвращается к истокам), в недостатке веры, "доверия к роду человеческому", которое побуждало бы ребенка ощущать себя так, будто он желанная надежда и забота общества....

Целостность эго против отчаяния

Только в том, кто некоторым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека - продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова для обозначения такого плода, чем целостность эго (ego integrity). Не располагая ясным определением, я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это - накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу... Это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти и что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям. Это - товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, в том виде, как они выражены в скромных результатах и простых словах былых времен и увлечений. Даже сознавая относительность всех тех различных стилей жизни, которые придавали смысл человеческим устремлениям, обладатель целостности эго готов защищать достоинство собственного стиля жизни против всех физических и экономических угроз. Ибо он знает, что отдельная жизнь есть лишь случайное совпадение одного единственного жизненного цикла с одним и только одним отрезком истории и что для него вся человеческая целостность сохраняется или терпит крах вместе с тем единственным типом целостности, которым ему дано воспользоваться. Поэтому для отдельного человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится "вотчиной души", гарантией и знаком моральности его происхождения...

При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность.

Отсутствие или утрата этой накопленной интеграции эго выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. <...>

Чтобы стать зрелым взрослым, каждый индивидуум должен в достаточной степени развить у себя все вышеупомянутые качества эго, так что мудрый индеец, истинный джентльмен и коренной крестьянин разделяют и узнают у друг друга конечную стадию целостности...

Словарь Вебстера поможет нам завершить этот очерк на манер замкнутого цикла. Доверие (первая из ценностей нашего эго) определяется в нем как "гарантированная уверенность в честности (integrity) другого", то есть как твердая уверенность в последней из наших ценностей.

Можно развить парафраз отношений между целостностью (integrity) взрослого и младенческим доверием (trust), сказав, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Эриксон Э. Восемь возрастов человека / Э. Эриксон // Детство и Общество. - Изд. 2-е, пер . и доп. /Пер. А.А. Алексеева. - СПб.: "Речь", 2002. - С. 235-259.

 
< Попер   ЗМІСТ   Наст >